Принцип сезонности в выборе кимоно

В японском языке есть слово кисэцукан (kisetsukan). Означает оно уникальное «ощущение сезонов» – чувствительность к малейшим изменениям природы и придание им почти что сакральной значимости.

Кисэцукан помогает замечать красоту неуловимых моментов, таких как запах летней грозы или пение лягушек в пруду, и жить в физической и эмоциональной гармонии с природными циклами. «Чувство сезонов» пронизывает множество аспектов японской культуры – люди едят сезонную пищу, любуются сезонными растениями, отмечают сезонные праздники. Кисэцукан отражается в философии и искусстве. Например, в японской традиционной поэзии существуют наборы слов-указателей для описания сезонов (киго). С их помощью можно намекнуть, о каком конкретном времени года идет речь. Упоминание цветения слив указывает на начало весны, цветения сакуры – на ее середину, а персика – на конец.

Образы изменчивой природы отражены в японском солнечном календаре 72-х сезонов. Согласно нему, год делится на 4 привычных нам периода, после – еще на 24 периода (сэкки) и 72 еще более коротких цикла (ко). Последние длятся всего 3-5 дней. Такое подробное деление было заимствовано из Китая и позже переработано с учетом особенностей японского климата. Каждый из временных отрезков имеет поэтичное название, отражающее специфичные сезонные изменения: «дожди увлажняют землю», «камышовки поют», «прорастает рис». Очень красивое визуальное исследование с гравюрами укиё-э, подобранными под каждый сезон, можно найти здесь.

Наконец, огромное влияние принцип сезонности оказывает и на выбор кимоно.

СЕЗОННЫЕ ОРНАМЕНТЫ

Традиционный костюм должен подчеркивать красоту момента, но не соперничать с ней. Так, весной кимоно с цветущей сакурой принято носить, когда в жизни цветки только-только обозначились. Когда же цветение переходит в активную фазу, выбирают другой весенний орнамент.

Ученица гейко в фурисодэ с рекой и опадающей сакурой

Интересно, что сезонный орнамент не обязательно будет содержать сезонные мотивы и растения. На летних кимоно можно встретить снежинки и заснеженные горы, явно отсылающие к зиме, а на зимних – потоки воды, лодки и речной тростник – атрибуты лета. Почему так? Потому что такие наряды призваны не отразить красоту сезона, а визуально напомнить о ней. Летом – создать ощущение зимней и прохлады, а зимой – пробудить воспоминания о летнем зное.

Существует также огромное количество внесезонных орнаментов – таких, чья благоприятность настолько высока, что их можно носить в любое время года. Это геометрические мотивы – кикко (панцирь черепахи), асаноха (листья конопли), сиппо (сокровища буддизма); а также некоторые растения и животные – журавли, вечнозеленые сосны, сикунси (сочетание умэ, орхидеи, хризантемы и бамбука). Это лишь некоторые яркие примеры.

СЕЗОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТИПЫ КИМОНО

Сезонные кимоно отличаются не только орнаментами и цветовой гаммой. Первоочередными критериями выбора вещи являются тип ткани (ранее мы разбирали виды японского текстиля) и наличие подклада. Они, в свою очередь, зависят от погоды и температуры воздуха. Правила подбора кимоно немного различны для регионов Японии (банально где-то лето приходит раньше), но в целом картина следующая.

  • С октября по май носят авасэ – кимоно из непрозрачного материала с подкладкой. Авасэ делают из шелкового крепа тиримэн, узорчатого шелка риндзу, текстурного цумуги, шерсти или синтетики. Этот тип кимоно носят дольше всего, а некоторые люди, особенно те, что много находятся в помещении, выбирают авасэ и в летние месяцы.
  • В июне переходят на хитоэ – кимоно без подкладки или с частичной подкладкой на спинке. Ткани используются те же, что для пошива авасэ. Начинают носить юката – легкие хлопковые кимоно для жаркой погоды, а также изделия из шелкового газа ро.
  • В июле-августе носят усумоно – легкие кимоно без подклада из тонкого полупрозрачного шелка. Продолжается сезон хлопковых и льняных юкат. Последние нежелательно надевать на официальные мероприятия, юката – это повседневная одежда.
  • В сентябре начинают утепляться, снова надевая хитоэ. Далее цикл повторяется.

Со сменой основного кимоно меняются и аксессуары – пояс оби, обиагэ (шарфик из тонкой ткани, который надевается под оби), обидзимэ (пояс-шнурок, фиксирует оби). В холода поверх кимоно надевают хаори или мичиюки. Это делается не только для создания актуального образа, но и потому, что разные материалы обеспечивают комфорт в разную погоду. Человек, умеющий подобрать наряд под сезон, грамотно дополняя его аксессуарами и верхней одеждой, может носить кимоно почти круглый год.

ПОДБОР КИМОНО ЗИМОЙ

Зимой рекомендуется облачаться в теплые, но приглушенные цвета, выделяющиеся на фоне замершей природы и отсылающие к зимним праздникам. Красный, кирпичный, темно-зеленый, фиолетовый; оттенки бежевого, серого и коричневого. Орнаменты и мотивы, связанные с зимой: заснеженные деревья, горы и растения, снежинки, цитрусы, камелии, нарциссы, баклажаны (атрибут Нового года). Популярен сборный мотив сётикубай («Три друга зимы») – ансамбль сосны, бамбука и цветов сливы умэ. сливы умэ. Троица ассоциируется с холодами, и одновременно – с удивительной способностью им противостоять.

ПОДБОР КИМОНО ВЕСНОЙ

Цветовая палитра включает мягкие оттенки розового, зеленого, серого и желтого. Весенние цветы: сакура, фиалки, колокольчики, магнолии, пионы, молодой бамбук. Как было сказано ранее, рекомендуется надевать вещь с цветущим растением перед началом его полноценного цветения в жизни. Уместны сюжеты, связанные с весенними праздниками – например, куклы для фестиваля Хина-мацури.

ПОДБОР КИМОНО ЛЕТОМ

В летних нарядах превалирует прохладная цветовая гамма – оттенки белого, серого, синего, зеленого и фиолетового. Роспись традиционно напоминает о прохладе и свежести – текущая вода, морские волны, снег, лодки, водяные колеса, тростник, ирисы и насекомые.

ПОДБОР КИМОНО ОСЕНЬЮ

Теплые цвета подчеркивают богатые краски осени – красный, желтый, охровый, тепло-коричневый, темно-зеленый цвет мха и оттенки серого. Главный сезонный орнамент – аки-но нанакуса («Семь трав осени»). Это составной мотив, включающий гвоздику, леспедецу, патринию, пуэрарию, колокольчик, посконник и мискантус. Как правило растения изображаются в группе, реже – по одному. Также популярны кленовые листья, гинко и хризантемы.

Некоторые источники:

  1. https://buysell-kaitori.com/column/kimono-columnkimonosyuruikisetsu/
  2. https://kano-wafuku.com/blog/kimono-knowledge/788
  3. https://wayukanmarutoyo.com/kimono/kimono_coordination/
  4. https://thekimonolady.blogspot.com/2013/09/kimono-seasonal-motifs-colors-and.html
  5. https://manabink.com/en/2020/11/07/japanese-kisetsukan-a-sense-of-season/

Автор: Татьяна Савина

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *