Виды японского шелка
Японский шелк занимает особое место среди мирового текстиля благодаря высочайшему качеству и неповторимой эстетике. В зависимости от сырья и техники производства, он может быть гладким, матовым, плотным или разреженным. Разные шелковые ткани по-разному окрашиваются и держат цвет, имеют разную степень церемониальности. Потому каждая из них уникальна и заслуживает отдельного внимания.
• Шелковые крепы: тиримэн и кинся
Шелковый креп – это ткань, изготовленная из скрученных шелковых нитей. Крепы отличаются мягкостью и слегка зернистой поверхностью; они мягкие, но износостойкие и немнущиеся.
Японский шелковый креп тиримэн плотный и немного шероховатый наощупь. Его текстурная поверхность отлично подходит для крашения и ручной росписи, что делает тиримэн популярнейшим материалом для кимоно. Ткань красиво драпируется, образуя на одежде плавные складки, и благородно поблескивает на свету.
Тиримэн получается путем попеременного переплетения нитей основы (вертикальных) и нитей утка (поперечных), которые плотно перекручены. Из-за этого аспекта пряжа сжимается и приобретает слегка неровную поверхность.
Разновидность шелка тиримэн – шелк кинся. Он более тонкий и легкий, с менее выраженной шероховатостью.



• Омэси
Также входит в разряд шелковых крепов, но в отличие от тиримэн и кинся, которые окрашиваются после плетения, омэси ткется из заранее окрашенных нитей. Международное название такой техники – икат, японское – касури. Для нее нити растягивают на особой раме, после чего отдельные их места связывают или переплетают. После окрашивания обвязанные участки остаются светлыми. При дальнейшем ткачестве мастер подгоняет их друг к другу, образуя рисунок с неровными, будто растрепанными краями.
Шелк омэси довольно тяжелый, рельефный и «хрусткий». Кимоно из него считается одеждой наивысшего ранга и качества.




• Цумуги
Плотный шероховатый шелк, напоминающий лен или хлопок. Цумуги ткут из нитей, полученных из деформированных коконов шелкопряда. Повреждения могут быть естественными или искусственными, когда коконы специально вываривают и сжимают. Из-за неравномерной длины и ширины нитей, а также узелков на них, ткани цумуги получаются грубоватыми, но очень прочными. Рисунок на ткани получается путем переплетения заранее окрашенных нитей (икат).
Сотни лет назад крестьяне начали делать цумуги из отходов шелкового производства – порванных, спутанных и испачканных шелковых нитей. Распространившись по всей Японии, цумуги перешел из разряда рабочей одежды в ранг дорогого произведения искусства. Появились разные виды цумуги. Один из них (Юки-цумуги) был признан Юнеско важной нематериальной ценностью.
Чуть подробнее о цумуги и его видах писали здесь.




• Риндзу
Один из самых дорогих и роскошных японских шелков. Поверхность риндзу имеет два слоя – матовая фоновая часть и вытканный поверх нее глянцевый узор. Для создания материала используют два вида шелковых нитей, которые перекручивают и переплетают между собой.
Полотно риндзу мягкое и гладкое на ощупь, а его узорчатая часть чуть более выпуклая. Узоры могут быть любыми: цветы, животные, традиционные геометрические орнаменты. Последнее встречается чаще всего как подложка для основного орнамента кимоно. Такая многослойность добавляет узору глубины, позволяя собрать на одном кимоно несколько благопожелательных мотивов.




• Легкие шелка: ро и ся
Воздушные шелковые ткани, из которых делают одежду для жаркого времени года.
Шелк ро – это тонкое плетение, образующее фактуру в виде горизонтальных бороздок. Нити прилегают друг к другу неплотно, за счет чего на ткани виднеются небольшие дырочки.
Ткани ся напоминают шелковую марлю, нити в которой разрежены еще сильнее, чем в ро. Разновидностью ся является мон-ся – сочетание более легкого и плотного плетения для создания тканого узора.




• Хабутаэ
Нежный, мягкий и гладкий шелк. Название его переводится как «двуслойное перо», что отсылает к методу изготовления ткани. Он заключается в простейшем переплетении гладких шелковых нитей, без сложного перекручивания.
Хабутаэ полупрозрачен и очень легок. Из-за этого из него редко шьют кимоно, но почти всегда используют его для подклада.




• Мэйсэн
Хрустящий и эластичный материал, изготовленный из заранее окрашенных нитей (икат). Яркие и необычные изделия из него легко узнаваемы и в настоящее время редки.
Мэйсен был популярен с середины XIX до середины XX в. Производство его стоило дешевле, чем производство других тканей в схожей технике, поэтому мэйсэн был более доступен и распространен. Из него шили кимоно для ежедневного ношения, которые продавали в японских универмагах.
Мэйсэн отлично подходил для экспериментов. На изделиях из него нечасто встречались традиционные японские сакура и пионы. Чаще это был смелый, контрастный дизайн, вдохновленный западными художественными течениями – модерном, поп-артом, кубизмом и конструктивизмом.




Автор: Татьяна Савина