Кимоно и парижские подиумы: как японский костюм покорил мир
Япония всегда привлекала внимание ценителей, ищущих в культуре цельность, глубину и вдохновение. С ростом популярности японского искусства, аниме, архитектуры и гастрономии закономерно возрос интерес и к ее моде.
Сегодня кимоно и одежда в японском стиле пользуются огромным спросом как в Японии, так и по всему миру. Высокая мода, массмаркет и локальные бренды черпают вдохновение в его простом, но элегантном силуэте, летящих рукавах, драпировке и сложных узорах. Можно утверждать, что немногие предметы национальной одежды изменили мир моды так же сильно, как это сделало японское кимоно.


КИМОНО В ЕВРОПЕ: ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Привычный нам вид кимоно как Т-образного халата с широкими рукавами оформился в конце XVI в. Кимоно «выросло» из косодэ – нижнего шелкового платья, которое в эпоху Хэйан (794-1192 гг.) носили аристократы как подложку тяжелого многослойного наряда. К периоду Эдо (1603-1868 гг.) кимоно стало повседневной одеждой и для мужчин, и для женщин. Речь здесь, естественно, не идет о дорогих шелковых платьях, украшенных блестящими нитями и поталью. Большинство населения японских островов (ремесленники, рыбаки, земледельцы) носило простые кимоно из хлопка, льна или отходов шелкового производства (цумуги), выкрашенные глиной или дешевым красителем индиго. Но кимоно, доступные зажиточным горожанам, были настоящими произведениями искусства, передававшимися внутри семей как ценные реликвии.



Знакомство запада с традиционной японской одеждой произошло в XVIIв. В то время единственными иностранцами, которым правящий сёгун разрешил торговать с Японией, были купцы Голландской Ост-Индской компании (1602-1798 гг.) Именно они стали первыми, кто привез кимоно и японский шелк в Нидерланды. Красивый и удобный экзотический наряд сразу покорил сердца голландских модников, и вскоре мода на japonsche rok (так называли кимоно в Нидерландах) распространилась по всей Европе.
Кимоно оказалось в гардеробах европейских правителей и высшей знати: от французского короля Людовика XIV до польских и литовских монархов. Спрос рос так стремительно, что редких образцов настоящих кимоно, привозившихся из Японии, не хватало на всех желающих. Стремясь удовлетворить жажду населения к диковинке, голландские мастера организовали собственный пошив кимоно по японским лекалам. Частные ателье от Дублина до Варшавы начали производить модифицированные версии кимоно, известные под разными именами: robe de chambre во Франции, banyan в Англии и уже знакомый нам japonsche rok в Нидерландах.


«Японскую» моду в основном подхватили мужчины. Свои адаптированные халаты-кимоно они носили как домашнюю одежду, сочетая их с бриджами, жилетом, тапочками и маленькой шелковой шапкой. Такой комфортный и свободный домашний наряд шел вразрез с официальной модой, включающей тяжелые платья и напудренные парики. Поэтому мужчинам запрещалось носить кимоно где-либо кроме дома. Несмотря на это, некоторые модники не могли удержаться от соблазна и демонстрировали японский наряд на публике, чем обретали славу стильных хулиганов.
КИМОНО, ФЕМИНИЗМ И РЕВОЛЮЦИЯ В ЖЕНСКОЙ МОДЕ
К началу XIX в. увлечение кимоно пошло на спад: мужская мода сместилась в сторону более строгих и сдержанных линий. Но уже через несколько десятилетий произошла реставрация Мэйдзи (1868-1889 гг.) Япония открылась для торговли со всем миром и кимоно вновь завоевало внимание запада. На этот раз – преимущественно женское. Простой силуэт кимоно, обеспечивающий свободу движений, пришелся по вкусу западным модницам, которые искали удобную альтернативу стесняющей корсетной одежде того времени. Дамы с удовольствием надевали кимоно как домашнее или экзотическое выходное платье, и позировали в нем для портретов.


Новый бум интереса к японскому костюму поддерживали сами японцы, адаптируя экспортные кимоно под европеек. Западная женская мода использовала корсеты, чтобы придать форму груди и талии, в то время как кимоно прямо ниспадало с плеч и скрадывало фигуру. Мастера кимоно делали дополнительные складки, воротники и защипы, придавая ему легкие черты европейского платья. Это позволяло женщинам легче интегрировать новинку в гардероб, а мастерам – легко делать креативные перешивы из японских тканей.



Одним из первых кутюрье, вдохновившимся кимоно, был англичанин Чарльз Фредерик Уорт (1825-1895 гг.) – первопроходец высокой моды и основатель дома House of Worth. Уорт был поражен простыми линиями кимоно, рождающими элегантную драпировку, и включил эти элементы в свои дизайны. Он также использовал японские ткани и орнаменты.
Но пик расцвета кимоно-моды в Европе связан с именем Поля Пуарэ (1879-1944 гг.) В начале XX в. французский кутюрье взял крой кимоно за отправную точку для создания новой женской моды – без турнюров и удушающих корсетов. Мысль о том, что одежда может освобождать тело, а на дисциплинировать его, стала радикальной для моды того времени. Элементы кимоно появлялись в одном изделии Пуарэ за другим – от первых бескорсетных платьев прямого кроя до пальто-кимоно, ставшим обязательным предметом гардероба парижских модников.


Влияние кимоно распространилось далеко за пределы салона Пуаре и повлияло на других дизайнеров-революционеров. Так, например, парижанка Мадлен Вионне (1876-1955 гг.), придумавшая косой крой, также отчасти вдохновлялась свободным силуэтом кимоно. Женская мода приобретала все большую «прямизну», предлагая вместо объема цилиндрические конструкции из просто сшитых деталей, имеющие точкой опоры плечи, а не талию и грудь. И не последнюю роль в этом сыграло распространение японской традиционной одежды.



КИМОНО В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ
Сегодня поисковые сервисы на запрос «купить кимоно» выдают сотни результатов, ведущих на страницы как крупных, так и локальных брендов. Кимоно эти, как правило, не аутентичные, а модифицированные: свободные платья с V-образным вырезом, рубашки с развевающимися рукавами, кардиганы на запах. Все, что имеет элементы кимоно, могут назвать кимоно, и это лишний раз подчеркивает огромное влияние японской одежды на глобальную моду.
Секрет популярности кимоно – в его универсальности. Этот предмет одежды уместен почти в любом образе и обстановке. Легкая рубашка-кимоно отлично подойдет на жаркие дни и перейдет в осенний период, если дополнить ее лонгсливом. Форма накидки позволяет моделировать образ, добавляя ему слои, но не перегружая. А прямой крой обеспечивает свободу движений и простоту изготовления.



Не угасает интерес к японской одежде и со стороны мировых модельеров. Так, в 2016 г. Том Браун создал коллекцию, сочетающую традиционные японские орнаменты и деловой костюм. Французский модельер обуви Кристиан Лубутен в 2017 г. спроектировал женские ботинки из роскошного текстиля, расшитого журавлями, соснами и бамбуком, подобно поясу оби. А нидерланский экспериментальный дизайнер Айрис ван Херпен создает футуристичные шедевры, вдохновляясь японскими техниками узелкового окрашивания сибори.





Автор: Татьяна Савина