Узелковое окрашивание сибори

Метод узелкового окрашивания сибори – одна из древнейших техник украшения ткани с помощью резервирования. Часть неокрашенной ткани перевязывается жгутиками, перекручивается, сжимается или прошивается нитями, после чего опускается в краску. Зарезервированный участок остается белым, и на ткани проявляется уникальный узор в виде пятнышек, полосок или геометрических фигур.

Считается, что в Японию метод сибори пришел вместе с индийским буддизмом. Впрочем, похожие техники были разработаны во многих культурах по всему миру; японский же сибори уникален в силу большого разнообразия узоров. Изначально (VI-VII вв.) сибори пользовались крестьяне, не имевшие доступа к дорогим красителям и ручной росписи. Техника постепенно совершенствовалась и усложнялась, появлялись все более изысканные узоры и переходы. В период Муромати (1336-1573 гг.) ею заинтересовались обеспеченные граждане, а к периоду Эдо (1603-1868 гг.) сибори прочно вошло в моду.

Как было сказано, видов сибори существует множество. Для одних ткань перекручивают и завязывают в узелки, для других ее прошивают нитками, третьи используют вспомогательные материалы вроде дощечек. Вот основные виды японского резервного окрашивания:

• Каноко сибори – участки ткани завязывают в узелки, после чего окрашивают полотно. Далее ткань промывают и высушивают, а узелки развязывают. Зарезервированные места остаются неокрашенными. Ромбовидный узор напоминает пятнышки на шкуре оленя. Изготовление ткани для одного такого кимоно занимает до 2-х лет, и это очень сложно и дорого. Поэтому долгое время каноко сибори подпадал под ограничения на роскошь, действующие в период Эдо.

• Миура сибори – небольшие участки ткани цепляют специальным железным крючком, натягивают и оборачивают нитками по кругу. В отличие от каноко сибори, нити для этой техники не завязывают узлы, и они держат ткань более свободно. Краситель лучше проникает под нить и создает рисунок с неровными краями, напоминающий круги на воде.

• Нуи сибори – ткань прошивают простым бегущим стежком, а затем туго затягивают, соединяя концы полотна. Далее, как обычно, ткань окрашивают, промывают и высушивают, а стежки распускают. Различные формы, размеры и частота стежков позволяют получить огромное разнообразие узоров.

• Араси сибори – материю оборачивают по диагонали вокруг трубки или шеста. Затем прямо на шесте ее туго обматывают нитью сверху вниз и немного поджимают. После окрашивания и высушивания получается рисунок из густых диагональных полос, напоминающий косой дождь.

• Итадзимэ сибори – ткань укладывают гармошкой и зажимают между связанными деревянными брусками. Покрытые деревом участки ткани после окрашивания остаются светлыми. Техника позволяет получить наиболее симметричный орнамент.

Автор: Татьяна Савина

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *