(Не)дворцовый стиль эпохи Хэйан: одежда простолюдинов

Период Хэйан (794-1185 гг.) ассоциируется у нас с аристократической утонченностью, изящной литературой и длинноволосыми девушками, «плывущими» по коридорам дворца в многослойных нарядах. Действительно, Хэйан считается золотым веком японской культуры – мирным временем, когда с ростом национального самосознания оформились уникальные философские, литературные и художественные традиции. Это также время изысканной дворцовой моды – пышных женских дзюнихитоэ и не менее роскошных мужских сокутаев.сокутаев.

Иллюстрированный свиток эмакимоно к роману «Повесть о Гэндзи», XII в.

Между тем, жизнь людей за пределами дворца была далека от роскоши. Большинство населения японских островов было крестьянами, ведущими натуральное хозяйство. В основном ловили рыбу и выращивали рис, причем часть урожая сразу шла на уплату налогов. Очень небольшому проценту людей удавалось зарабатывать на торговле с элитой или на продаже им ремесленных изделий.

Источники эпохи Хэйан – это, в основном, литература, живопись и придворные дневники, такие как «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон. В них крайне редко описываются скромные будни простолюдинов, а об их внешнем виде – одежде, обуви, прическе – вообще практически нет данных. Большая часть знаний об одежде хэйанских крестьян была получена только в ходе археологических раскопок.

Кацусика Хокусай «Подвесной мост между Хида и Эттю», 1833 г. Данная гравюра относится к периоду Эдо (1603-1868 гг.), и используется здесь в качестве визуального сопровождения. Одежда хэйанских крестьян выглядела немного иначе, но исторических зарисовок почти нет

Небогатая жизнь, полная тяжелого труда, предполагала простой и долговечный костюм, который легко можно было починить или заменить. Основными чертами такого костюма были: простота кроя, дешевые натуральные ткани и минимум лишних деталей.

МАТЕРИАЛЫ

С древних времен до появления в Японии хлопка (в XVв.) основным текстилем в стране был аса (asa). Этим словом называют группу природных тканей, доступных для общего пользования: коноплю, лен, китайскую крапиву рами. Жесткие материалы обрабатывали вручную, превращая их в прочное волокно. Из него изготавливалась одежда, сумки, веревки, рыбацкие и москитные сети и многое другое.

Простолюдины не имели права носить яркие цвета, да и доступа к дорогим краскам тоже не имели. Поэтому они окрашивали одежду (если вообще окрашивали) тем, что было под рукой – травами, кожурой плодов и глиной. Цветовая палитра включала нечистые оттенки серого, коричневого, желтого и зеленого. Самым ярким красителем был индиго – сок листьев индигоферы, придающий ткани красивый синий или сине-зеленый цвет.

Поскольку одежда носила исключительно утилитарную функцию, об украшении ее вышивкой или росписью не было и речи. Однако, простейшая декоративность вроде заплаток, трафаретных рисунков или дополнительных швов иногда присутствовала. Именно в быте хэйанских крестьян лежат корни знаменитой техники сашико – вышивки белой нитью по грубой натуральной ткани.

Сашико

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Одежда простых женщин состояла из однослойного кимоно-халата косодэ и складчатой юбки, подвязанной вокруг талии и доходящей до колен. Косодэ было нижним слоем костюма придворных дам, но для крестьянок оно являлось основным одеянием. По некоторым источникам, во время работы в поле девушки надевали мужские короткие штаны кукури-бакама.

В то время как высокопоставленные женщины отращивали роскошный шлейф волос, крестьянки стригли их до ключиц и собирали в хвост на затылке.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Мужчины носили комплект из кимоно-халата хитатарэ и зауженных брюк кукури-бакама. Хитатарэ, в отличие от церемониальных аристократских костюмов сокутай, имело не стоячий, а свободный открытый воротник. На груди были завязки, регулирующие запах. Поверх подвязывались кукури-бакама – такие укороченные штаны были удобнее для работы в поле, чем обычные юбкообразные хакама.

Открытые голени прикрывали обмотки из грубой ткани, защищающие от грязи, пыли, воды и укусов насекомых. Обувь, если она вообще была, была сделана из плетеной соломы. На голове мужчины носили шапку наэ-эбоси со свисающим спереди кусочком ткани.

Некоторые представители хэйанской аристократии носили легкие и удобные хитатарэ во время путешествий или в качестве домашней одежды. К XII в. эта незамысловатая крестьянская одежда приобрела популярность среди высшего класса, и, в конечном счете, неоднократно преобразившись, к XIII в. она стала повседневным костюмом самураев.

Самурай в поздней версии хитатарэ

Некоторые источники:

  1. https://www.touken-world.jp/tips/51207/
  2. https://history-men.com/heian-period/
  3. https://www.kimonoboy.com/short_history.html
  4. https://www.reddit.com/r/AskHistorians/comments/zs4k9p/what_was_life_like_for_the_average_people_heian/
  5. https://sengokudaimyo.com/garb/mens-garments
  6. https://samurai-archives.com/wiki/Hitatare
  7. https://nextpocket.co.jp/histonary/heian-fashion/

Автор: Татьяна Савина

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *