Цветовая культура Японии

На сегодняшний день японская цветовая палитра насчитывает 465 цветов. С первого взгляда на нее заметно разнообразие тончайших оттенков, в особенности синих, коричневых и красных. Говорят даже, что японцы различают больше цветов, чем представители других национальностей.

Японские традиционные цвета

Цвет действительно имеет для Японии огромное значение. Цветовая символика плотно вплетена в историю, религию, философию страны. Использование цвета в одежде или искусстве требует знаний о значении и истории оттенка, а также особого эстетического мировоззрения.

Цвет для японцев – никогда не один цвет, но всегда их сочетание. Он не рассматривается в отдельности, лишь в комплексе с другими цветами, где рождается смысл и вдохновение. Этот принцип прослеживается в традиционном костюме, который всегда представляет собой ансамбль: под верней одеждой скрывается два-три нижних слоя, и все это дополняется аксессуарами.

В эпоху Хэйан (794-1185 гг.) оформилось понятие касанэ-но-иромэ (яп. «слои цветов») – различные цветовые комбинации, получавшиеся путем наслоения тканей и подкладок друг на друга. Такие комбинации подчинялись принципу сезонности, положению человека в обществе и рангу мероприятия. Они носили поэтичные названия, отсылающие к сезонным переменам в природе. В феномене касанэ-но-иромэ зафиксирована особенность японского цветового восприятия.

КРАСИТЕЛИ

Откуда берется цвет? Различают четыре основных вида красителей: растительные, животные, минеральные и искусственные (синтетические). Они имеют широкую сферу применения от текстильной промышленности до косметической и пищевой. Такое деление в целом характерно для мировой истории красителей, но мы сосредоточимся на японской специфике.

Самый известный японский растительный краситель – это, конечно, индиго. Его получают из листьев растений, содержащих особое вещество – индикан. На Дальнем востоке, в том числе в Японии это горец красильный (persicaria tinctoria). Глубокий синий индиго и множество его оттенков были так популярны среди небогатых японских сословий, что стали символом страны. Японский синий, или Japan blue – такой же узнаваемый во всем мире феномен, как китайский фарфор или дамасская сталь. Подробнее об индиго мы писали здесь.здесь.

Среди красителей животного происхождения ярче всего (в буквальном смысле) выделяется кармин – красный краситель из измельченных кошенильных червецов. Минеральные красители – это земля, разные виды глины, измельченные минералы. Их чаще всего используют для окрашивания посуды, росписи ширм и стен, в декоративной косметике.

Синтетические красители получают путем многостадийной переработки химических продуктов (чаще всего нефтяных). Известнейший японский цвет, полученный искусственно – зеленовато-голубой синбаси-иро. Название оттенка отсылает к токийскому развлекательному кварталу.

ЦВЕТОИМЕНОВАНИЯ В ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ

Неочевидный, но интересный с культурологической точки зрения момент – этимология названий цветов. Проследив историю названия цвета, можно многое узнать о моде, экономике и даже взглядах людей в различные эпохи. В японском языке выделяют четыре группы наименований: вторичные, технологические (первичные), поэтические и коммерческие.

Вторичные наименования отсылают к тому предмету или явлению, в честь которого назван цвет. Так, травяной цвет куса-иро назван, очевидно, в честь травы, а фиолетовый кикё-иро – в честь колокольчика (кикё). Первичные же наименования даются по названию материала, из которого добывается краситель. Например, оттенок красного синсю носит имя порошкового пигмента из киновари.

Поэтические названия цветов в японском отражают не один цвет, а их сочетание. Речь идет о тех самых касанэ-но-иромэ. Примеры названий таких комбинаций: «под снегом», «молодые побеги», «крылья цикады». Коммерческие наименования носят цвета, названные в честь выдающихся людей. Так, красно-коричневый цвет Дандзюро – это излюбленный цвет сценического костюма актера кабуки Итикавы Дандзюро (1660-1704 гг.), а также его наследников.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКОЙ ЦВЕТОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Ученые-японисты выделяют пять этапов формирования японской цветовой культуры.

I этап: верования

В древней Японии (с палеолита до эпохи Хэйан, 30 тыс. лет до н.э – XII в. н.э.) цветам приписывались магические свойства. К примеру, красный цвет ассоциировался с огнем и кровью. Это был сакральный, церемониальный цвет, напоминающий о солнце и солнечной богине Аматэрасу. В могилах древнеяпонских монархов и аристократов размещали фигурки ханива из красной глины – в честь связи человека с божествами.

Ханива в музее кургана Имасиродзука, Осака. Источник: https://scfh.ru/papers/yaponiya-o-dalyekikh-ostrovakh-i-strane-yamato/?fbclid=IwAR1q2TmNxP5-HTQfOT5xc44YE4QmS7jx23XT9GOT2E8KmEn4frThj4ZdCzE

Как и во многих других мировых культурах, первыми цветами, получившими распространение в Японии, были красный, черный и белый. Позже к ним прибавился синий, желтый, оранжевый, оттенки коричневого и зеленого.

Заняв в 593 г. пост регента при императрице Суйко, принц Сётоку активно занимался распространением буддизма и китайского влияния в Японии. Вместе с китайским календарем и литературой в страну проникло учение о пяти цветах-первоэлементах. Белый цвет означал металл, красный – огонь, синий (зеленый) – дерево, черный – воду, желтый – землю. Также каждый цвет олицетворял направление света. Синий – восток, черный – север, белый – запад и красный – юг. Желтый означал центр вселенной. По этой причине желтый цвет в Китае был цветом императорских одежд – как знак того, что правитель находится в центре мироздания.

Схема у-син

II этап – цвет как маркер положения в обществе

На следующем этапе становления цветовой культуры цвет стал определять социальную принадлежность. С подачи того же принца Сётоку в 603 г. японские правители и чиновники принимают ранговую систему китайского образца. Служащим разного уровня полагалась одежда и головные уборы разного цвета.

Всего таких рангов и цветов было 12. Названия рангов были вдохновлены категориями конфуцианской этики – благодать, человеколюбие, вежливость, вера, обязанность и мудрость. Высшим первым рангом была Старшая благодать – ей полагалась одежда темно-фиолетового цвета; восьмому рангу Младшей веры – светло-желтые одеяния; самому низшему, Младшей мудрости – черные одежды. Интересно, что, в отличие от Китая, желтый цвет перешел в пользование чиновникам низкого ранга.

Таблица соответствия рангов и цветов. Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Twelve_Level_Cap_and_Rank_System

III этап – цвет на службе у военного сословия

С наступлением эпохи власти сёгунатов Камакура (1185-1333 гг.) появилась необходимость разграничения территорий военных кланов. Один из способов сделать это – использовать уникальные цвета на картах, знаменах и другой клановой символике. Так, для флагов воинствующих кланов Тайра и Минамото были характерны разные цвета – красный для дома Тайра, белый – для Минамото.

Ширма с изображением войны Гэмпэй, слева с белыми флагами клан Минамото, справа с красными знаменами клан Тайра

IV этап – цвет в искусстве

С периода Адзути-Момояма (1573-1603 гг.) японские художники начали активно использовать цвет в искусстве. В Японии не было принято разделять искусство на виды. Не существовало отдельных категорий живописи, декоративно-прикладного искусства – все это представляло искусство в широком смысле, создание красивой вещи. Художники часто были универсальными мастерами – могли расписывать ткани, ширмы, веера и т.д. Они прекрасно разбирались в орнаментах, цветовой палитре и цветовых сочетаниях.

Через художников цвет распространяется в городской культуре. Постепенно он проникает на театральную сцену. Законодателями цветовой моды становятся актеры недавно появившегося (в XVII в.) театра Кабуки. Появляются те самые коммерческие цвета и орнаменты, носящие имена актеров или целых актерских династий.

Тоёхара Кунитика «Ронин», 1870 г.

V этап – ограничительные указы

К XVII в. в Японии, долгое время раздираемой междуусобными воинами, наконец устанавливается мир. К власти приходит сёгунат Токугава. Больше двух с половиной столетий Япония проведет в политической самоизоляции от внешнего мира, но в относительном спокойствии внутри страны.

Период Эдо (1603-1868 гг.) знаменует расцвет городской культуры, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Среди обычных горожан распространяется мода на искусство, литературу, театр, красивые вещи. Разбогатевшие торговцы и их жены не желают уступать аристократам в изысканности нарядов, и те реагируют недовольством. В результате правительство выпускает ограничительные указы, запрещающие выражать материальное богатство более низким сословиям. «Запрет на роскошь» включал дорогие материалы, вышивку, роспись, аксессуары из драгоценных металлов. И, конечно, цвета – в первую очередь те, что были предназначены для высоких рангов (фиолетовый).

Попытки обойти запреты привели к появлению особой приглушенной цветовой палитры и смене эстетического мировоззрения японцев. Верхняя одежда стала блеклой – коричневой, серой, синей. Благодаря предприимчивым торговцам появились «48 чайных и 100 мышиных» цветов. Коричневатые чайные и сероватые мышиные цвета продавались людям как утонченные благопожелательные оттенки, притягивающие благополучие и достаток.

Вместе с новой палитрой распространился эстетический принцип икиики – скрытой роскоши. Заявлять о своем богатстве напрямую было не просто запрещено законом – это было уже не модно. Поэтому дорогая роспись перешла на изнаночную сторону кимоно, и демонстрировалась мельком при случайном движении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История японской цветовой культуры иллюстрирует то, как эстетика переплетается с религией, политикой, экономикой. Цвет в Японии никогда не был просто оттенком краски – он становился маркером эпохи, сословия или мировоззрения. И сегодня, обращаясь к японской цветовой палитре, мы видим не только богатство красок, но и богатство самой культуры.

Бóльшая часть материала подготовлена на основе лекции япониста Ольги Хованчук «Цветовая палитра в японской одежде» из курса «Невероятная японская мода».

Автор: Татьяна Савина

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *