(Не)совершенство японской керамики
История японской керамики лаконично иллюстрирует историю страны, климатические и ландшафтные особенности префектур, традиции и верования японского народа.
Простые и грубоватые изделия отражают характерную для японской эстетики очарованность естественным и несовершенным. Часто на них можно увидеть трещинки, пузыри и вмятины, появившиеся со временем или оставленные рукой мастера специально.



Каждый регион Японии имеет неповторимый стиль гончарного ремесла и производит посуду из местных материалов, поэтому японская керамика очень разнообразна. Почти все названия стилей происходят от городов, где они зародились.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЯПОНСКОЙ КЕРАМИКИ
Японская керамика – одна из старейших в мире. Наиболее ранние ее образцы относятся к «эпохе веревочного орнамента» Дзёмон (13 000-300 гг. до н. э.) – периоду, во время которого Японию населяли племена айнов. Несмотря на древность, керамика Дзёмон отличается изяществом и детальной проработкой орнаментов. Веревочный узор, в честь которого назван период, достигался путем впечатывания шнуров в поверхность влажной глины.
Более 10 000 лет японское гончарное искусство развивалось изолированно. Японские керамисты, практически отстраненные от культурного обмена с миром, постоянно совершенствовали навыки обработки глины, нанесения орнаментов, обжига и глазуровки.
В начале нашей эры на ремесло оказал влияние частичный контакт с другими азиатскими странами. До XVI в. японцы заимствовали техники у китайских и корейских мастеров, трансформируя их под себя. В период объединения страны и роста национального самосознания (XVI-XVII вв.) резко возросла популярность чайной церемонии. Для нее требовалась посуда, соответствующая эстетике и философии процесса. Так появилась керамика раку – особый тип изделий для чайных церемоний (в основном чаши), вылепленных вручную без использования гончарного круга.






В эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.) Япония открылась миру. В страну хлынули западные технологии и мастера, но совершенствующаяся веками гончарная традиция почти не претерпела изменений.
ИЗВЕСТНЫЕ СТИЛИ
• Сэто-яки
Посуда Сэто-яки – это керамика, изготовленная в городе Сэто на севере префектуры Айти. Ее отличает желто-зеленая и серо-коричневая цветовые гаммы, нарочитая простота и грубость изделий, отражающих принцип ваби-саби. Мастера Сэто одними из первых (в XII-XIII вв.) научились работать с глазурью. Это позволило им создавать более прочную посуду и экспериментировать с оттенками и составами покрытий.




• Бидзэн
Керамика Бидзэн появилась в префектуре Окаяма. Неглазурованная посуда Бидзэн выглядит непритязательно – естественные цвета, трещины и неровности. Кажется, что вылепить подобную «деревенскую» чашу просто, но это не так. Глину для Бидзэн добывают глубоко из-под земли, а после хранят несколько лет. Обжиг проводится при температуре в 1300 градусов. Сочетание факторов глубины, времени и высокой температуры рождает уникальные естественные узоры.
• Арита-яки (Имари)
Город Арита на территории современной префектуры Сага был первым центром производства японского фарфора. Именно здесь в XVI в. обнаружили особую фарфоровую глину. После ее обжига стенки изделия получаются белыми, гладкими и тонкими, что придает ему изысканность и утонченность. Для росписей Арита-яки характерно обилие синего, красного, желтого и золотого цветов, а также разнообразные детализированные орнаменты. Фарфор Арита также называют Имари – в честь города-порта, откуда изделия отправлялись на экспорт.




• Сигараки
Родина керамики Сигараки – одноименный город в префектуре Сига. Великолепие этой посуды заключается в нарочито небрежной естественности. Для нее используют нефильтрованные виды глины. В процессе обжига она становится красной, приобретает бурый или коричневый блеск и шершавую текстуру. Нижняя часть сосудов окрашивается золой и приобретает более темный оттенок, а на внешние стенки изделий налипает пепел. Чем больше естественных следов на изделии оставит огонь, тем выше его будет ценность.




• Токонамэ
Визитная карточка керамики Токонамэ (префектура Айти) – чайнички узнаваемой формы для зеленого чая. Местная глина богата железом, поэтому после обжига при температуре выше 1000 градусов изделия приобретают темно-красный цвет. Иногда можно увидеть желтые, зеленые и коричневые образцы.
Автор: Татьяна Савина