Сибори – узелковое окрашивание
Метод узелкового окрашивания сибори – одна из древнейших техник украшения ткани с помощью резервирования. Часть неокрашенной ткани перевязывается жгутиками, перекручивается, сжимается или прошивается нитями, после чего опускается в краску. Зарезервированный участок остается белым, и на ткани проявляется уникальный узор в виде пятнышек, волн и линий.
Считается, что в Японию метод сибори пришел вместе с индийским буддизмом. Впрочем, похожие техники были разработаны во многих культурах по всему миру; японский же сибори уникален в силу большого разнообразия узоров.
Изначально (VI-VII вв.) сибори пользовались простолюдины, не имевшие доступа к дорогим красителям и ручной росписи. Техника постепенно совершенствовалась и усложнялась, появлялись все более сложные узоры и переходы. В период Муромати (1336-1573) ею заинтересовались обеспеченные граждане, а к периоду Эдо (1603-1868) техника прочно вошла в моду.
Как было сказано, видов сибори существует множество. Для одних ткань перекручивают и завязывают в узелки (каноко-сибори), для других ее прошивают нитками и стягивают с концов (нуи-сибори), третьи используют куски дерева в качестве резерва для получения больших неокрашенных участков ткани (итадзимэ-сибори).
Наиболее популярен вид каноко-сибори – очень мелкий выпуклый ромбовидный узор, напоминающий пятнышки на шкуре оленя. Изготовление ткани для одного такого кимоно занимает до 2-х лет, и это очень сложно и дорого. Поэтому долгое время каноко-сибори подпадал под ограничения на роскошь, действующие в период Эдо.
Автор статьи: Татьяна Савина