Японское ткачество: виды и техники
Существует три способа нанесения орнамента на кимоно: ткачество, ручная роспись и работа с трафаретами. В свою очередь, каждый из этих способов включает множество разных техник. В этой серии постов мы подробно расскажем о каждом из них, и начнем мы с ткачества.
Тканный орнамент получается в процессе переплетения заранее окрашенных нитей в сложном порядке. Ткачество известно японцам давно – первые станки зафиксированы примерно в III в. до н.э. Первыми материалами были шелк, конопля, лен и лубяные волока (шелк, естественно, был недоступен простолюдинам). Расцвет японского ткачества пришелся на VII-VIII вв. н.э., когда японцы освоили китайские техники.
Наиболее известным примером ткани с тканым орнаментом можно назвать плотный шелк цумуги. Для его подвида юки-цумуги (признан объектом культурного наследия Юнеско) вареные коконы шелкопряда мнут и деформируют, а после вручную вытягивают из них нити. Затем на них делают сотни узелков и окрашивают. Обвязанные места на нитях остаются светлыми, и затем, при ткачестве, из них складывается рисунок.
Еще один яркий пример – ткани, созданные в технике касури (международное название – икат). Касури также ткут, переплетая окрашенные нити, и окрашивают их в целом так же – защищая льняными нитками участки перед покраской. Но есть особенность, выделяющая касури из остальных тканых орнаментов: это рваные, неровные контуры узора. Само название «kasuri» переводится как «рвать» или «царапать».
Существуют и совсем специфичные техники. К примеру, ногтевое ткачество цумэ цудзурэ (tsume tsuzure ori), где в качестве инструмента сдвижения нитей используются подпиленные ногти мастера.
Автор статьи: Татьяна Савина